Три составляющих правильной речи

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ Правильной речи Полноценного развития Перспективного будущего
АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и СПЕЦИАЛИСТОВ
Составители: д.м.н., профессор Кравцов Ю.И., к.м.н. Анисимов Г.В., д.м.н. Калашникова Т.П., к.м.н. Селиверстова Г.А., Зуев А.С., Максимова И.В., Трясцина М.А., Вшивков М.И.
Что означает термин?
Алалия (дисфазия, задержка речевого развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга на раннем этапе развития (до 3 лет).
Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
Реактивный мутизм - немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как реакция на стресс.
Дисфония - нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с нарушением иннервации речевого аппарата.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Заикание (логоневроз) - запинки и спотыкания, в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата.
Дисграфия - специфическое расстройство процесса письма.
Дислексия - нарушение чтения.
Как заподозрить проблему?
  • Осложнения течения беременности и родов.
  • Этапы доречевого и речевого развития детей Голос ребенка при рождении громкий, сильный и чистый.
  • 1-3 месяца. Голосовые реакции. Реакция сосредодочения на речевое общение. Улыбка. Гуление – произношение гласных звуков “а”, “ы”, “у” в сочетании с согласным. Молчание ребенка должно послужить поводом обращения к логопеду и неврологу.
  • 4-5 месяцев. Разная реакция на знакомых людей. Смех. Ищет источник звука и сосредотачивает на нѐм внимание. Распознает неречевые звуки (шум машины).
  • 6-9 месяцев. Гуление переходит в лепет, многократное повторение слогов. Лепет сводится к похожим на слова (“ба-ба”). Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”.
  • 10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понимание простых инструкций, дополняемых жестами. Невролог, педагог и стоматолог.
  • 15-18месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами; показывает части тела.
  • 21-24месяца. Словарный запас до 50 слов, составление фраз из двух слов. Возможны запинки, повторения отдельных слогов и звуков, которые являются физиологическими до 5 лет, при неблагоприятных условиях могут стать базой для заикания.
  • 30 месяцев. Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
  • 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, фразы из трех слов, овладевает множественным числом, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов.
  • Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду, неврологу, психологу и/или психиатру.
  • В период с 3-х до 5-ти лет рекомендована консультация логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, что может быть следствием физиологических причин или симптомом патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки!
  • От 5 до 7 лет словарь увеличивается до 3500 слов, накапливаются образные выражения, устойчивые словосочетания, усваиваются грамматические правила, изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для развития ребенка, его успешного обучения в школе. Замечания воспитателей детского сада и учителей школы по необычности голоса ребенка должны послужить поводом обращения к педиатру, фониатру и неврологу.
  • Младший школьник – приобретение школьных навыков – письмо, чтение, счѐт. При возникновении сложностей необходима комплексная коррекция у логопеда, невролога и психолога, которая максимально эффективна до 10 лет.
  • Логопед может помочь и взрослым. Очень эффективны речевые тренинги для воспитания фонематического слуха, улучшения качеств голоса, речи, исправления говора, развития личности в целом, как детей, так и взрослых.