Речь о развитии речи

Для любого нормально родителя, безусловно, не будет новостью тот факт, что воспитанием и развитием своего ребёнка нужно заниматься с первых лет его жизни. Сегодня мы поговорим о том, что нужно делать, для того, чтобы развить такой важнейший компонент в жизни вашего малыша – как речь. Помните, то, как будет говорить ваш ребёнок, зависит от вас! Давайте рассмотрим подробней. За помощью «СЧАСТЛИВЧИКИ»  обратились к доктору медицинских наук, преподавателю кафедры неврологии педиатрического факультета ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера, главному врачу  ООО «Первый медико-педагогический Центр «Лингва-Бона» Татьяне Павловне Калашниковой.

В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, издавая эти крики, ребёнок упражняет свой голосовой аппарат, что имеет важное значение для его последующего речевого развития. Итак, что должен уметь ребёнок к конкретному возрасту?

- Становление речевой функции имеет несколько этапов, - говорит Татьяна Калашникова.  - Прежде всего, предречевое развитие. Это гуление с 2-х месяцев и лепета с 6-7 месяцев. В год ребёнок должен говорить 8-10 слов. Важным этапом является ритмичное повторение слогов в возрасте 8-9 месяцев, так называемые слоговые цепочки – ма-ма-ма, дя-дя-дя и т.д. Часто на этот момент не обращают внимания не только родители, но и специалисты, наблюдающие ребёнка. Между тем это зарождение прообраза слова. Его морфологической структуры. Исследования свидетельствуют  - если слоговые цепочки отсутствуют, то дети в последующем имеют задержку формирования моторной экспрессивной речи. Фразовая речь, то есть словосочетания и короткие предложения появляются к двум годам. Понимание речи (импрессивная речь) развивается раньше моторной. С 8 месяцев ребёнок уже ищет и показывает знакомые предметы, топографию лица.

Глубоко ошибочно мнение родителей, которые считают, что личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются после рождения. На самом деле всё происходит намного раньше, в период внутриутробного развития плода. Нередко случается, что беременность не была запланирована и в первые месяцы будущая мама даже не догадывается о случившимся и порой допускает употребление алкоголя, никотина; применяет в быту или на работе различные химические вещества, неблагоприятно влияющие на организм будущего ребёнка; переживает психические потрясения и переносит различные заболевания. Эти факторы, воздействуя на плод уже впервые 12 недель, могут привести к тяжелейшему речевому нарушению – ринолалии, характеризующейся расщелинами губ, твёрдого и мягкого нёба, так как именно в первом триместре беременности у эмбриона закладывается лицевая область головы, органы слуха и зрения, полости носа и рта.

- Речь очень сложная функция и будущим родителям не стоит относиться к этому вопросу легкомысленно, - продолжает эксперт. -  Её развитие складывается из биологичеких факторов и социальных. Отклонения в речевом развитии рассматриваются часто не как самостоятельное заболевание, они могут вплетаться в качестве составляющей в различные состояния и заболевания. Можно перечислить некоторые причины – это нарушение слуха, некоторые эндокринные заболевания (например, гипотериоз), наследственные синдромы, перинатальное поражение мозга,  перенесённые мозговые травмы или нейроинфекции. В то же время для ребёнка необходима правильная речевая среда. Грамотная речь окружающих, общение, правильное восприятие и двигательная активность. Ещё ребёнку обязательно нужна игра. К сожалению, современный мир часто лишает ребёнка этой необходимой для него возможности.

Следствием «букета» социальных и биологических факторов также являются такие речевые нарушения, как дизартрия (расстройство речи (артикуляции), выражающееся в затруднённом произношении отдельных звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП (детский церебральный паралич – это группа двигательных, речевых и психических нарушений вследствие поражения головного мозга во внутриутробный, родовой или послеродовой период), алалия (отсутствие или ограничение речи из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга), неврозоподобная форма заикания (вследствие недоразвития функции клеток мозга).

- Классификация отклонений речевого развития включает несколько рубрик, - поясняет Татьяна Павловна. - Это может быть нарушения формирования фразовой речи – моторная дисфазия. Нарушение звукопроизношения в результате расстройства иннервации артикулярных мышц – дизартрия. Нарушение звукопроизношения может быть из-за особенностей строения челюстно- лицевой области – механическая дислалия . Большой раздел включает понятие – нарушение темпа и ритма речи, в том числе, заикание, мутизм немота, например, психогенная. В каждом случае это выяснение индивидуальных причин и механизмов развития симптомов и разработка коррекционно-лечебной программы, но также немало дополнительных методов исследования, помогающих обследовать ребенка, и современных технологий лечения.

К сожалению, сегодня имеет место очень масштабная проблема, когда родители начинают заниматься самолечением своего ребёнка, и им практически невозможно  объяснить, что этим должны заниматься всё-таки специалисты и не один, а несколько. 

- Да, нарушение речи проблема междисциплинарная и коррекция речевых расстройств требует объединения усилий нескольких специалистов. Невролог определяет вид и причину нарушений речи, определяет объем медикаментозного и физиотерапевтического лечения. При этом, нередко, приходится привлекать других специалистов – эндокринолога, генетика, сурдолога, врача-эпилептолога.  Логопед или дефектолог, используя современные технологии, формирует  «правильную» речевую систему. При этом используется технология биологически обратной связи, речевые тренажеры, различные виды массажа, иппотерапия (лечебная конная езда), сенсорная комната, логоритмика, театральные технологии. В процессе коррекции все процедуры должны гармонично дополнять друг друга. И медикаментозное лечение не всегда является главным! Это важно подчеркнуть.

С рождением ребёнка ответственность за его нервно-психическое, физическое и речевое развитие ложится на обоих родителей. Возникновение отклонений в развитии находится в прямой зависимости от того, как ребёнок развивался в наиболее важный для него период – от одного года до трёх лет. И всё-таки, что можно было бы рекомендовать будущим и уже состоявшимся родителям в части развития речи ребёнка?         

- Воспитывать ребёнка с учетом его возрастных особенностей, Не стараться обучать его письму и чтению слишком рано, это приводит к искажению эмоционального развития ребёнка. Поощрять его игры, связанные с движением, формировать умение и желание ОБЩАТЬСЯ!  Это не только речь, это и все невербальные (неречевые) способы взаимодействия. Речевая функция у ребёнка часто бывает невостребованной. Бессловное и безэмоциональное «общение»  с компьютером может обусловить поведенческие и эмоционально-волевые нарушения в более старшем возрасте.

Светлана Борей