Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ Правильной речи Полноценного развития Перспективного будущего
ЧАСТЬ II
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)
АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и СПЕЦИАЛИСТОВ
Составители: д.м.н., профессор Кравцов Ю.И., к.м.н. Анисимов Г.В., д.м.н. Калашникова Т.П., к.м.н. Селиверстова Г.А., к.м.н. Андрусенко А.А., Трясцина М.А., Вшивков М.И.
Как заподозрить проблему?
Критерии диагноза и клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности:
- наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
- раннее (до 6 лет) появление симптомов и длительность более 6 мес;
- симптомы наблюдаются дома и в школе; - симптомы не являются проявлением других заболеваний;
- трудности обучения и нарушение социальных функций (соответствие поведения общественным нормам, проблемы взаимоотношений с окружающими) является необходимым критерием для установления диагноза.
Ребенок имеет дефицит внимания при наличии не менее 6 из описанных ниже симптомов: - не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может организовать игру или деятельность;
- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
- часто теряет вещи; - часто и легко отвлекается, теряя интерес к занятиям;
- бывает забывчив.
Ребенок гиперактивен при наличии не менее 5 из перечисленных ниже симптомов:
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- беспокоен, гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;
- не может играть в "тихие" игры;
- всегда находится в движении;
- очень много и громко говорит.
Ребенок импульсивен (не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:
- отвечает на вопрос, не выслушав его;
- не может дождаться своей очереди;
- вмешивается в разговоры и игры других;
- попадает в опасные ситуации.
Родительское сопровождение:
  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.
  • Избегайте повторения слов «нет», «нельзя» и конфликтных ситуаций.
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте, по возможности, скопления людей это оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
  • Оберегайте ребенка от утомления, это приводит к нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку возможности расходовать избыточную энергию.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.
  • Установите контакт с педагогами.

Педагогическое сопровождение в школе:

  • Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к психологу.
  • Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства- планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  • Используйте поощрения.
  • Не ждите, пока деятельность ребенка во время выполнения задания станет хаотичной, вовремя помогайте ему. Давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
  • Повышайте его самооценку.
  • Во время урока целесообразно минимизировать отвлекающие факторы (выбор места за партой).
  • При необходимости посоветуйте родителям пригласить для ребенка педагога для дополнительных занятий и выполнения школьных уроков.
  • Предусмотрите возможность для двигательной «разрядки» на уроке.
  • Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.