Расстройства речевого развития

Специалисты центра «ЛИНГВА БОНА» предупреждают, что если ребенок не начал говорить к 2,5-3 годам, то нужно насторожиться и обратиться к врачу. Если он тараторит без умолку, говорит много и быстро, то повод для тревоги тоже есть.

Речь – главный психический процесс, который характерен для человека. В случаях нарушения, задержки речевого развития ребенка необходима комплексная коррекция. В центре с малышами работают психологи, неврологи, логопеды. Это высококвалифицированные специалисты, которые в течение многих лет решают подобные проблемы, имеют опыт и наработанные методики.

Что такое задержка речевого развития? Это отставание речи ребёнка от возрастной нормы. Речевые навыки есть, но по сравнению с детьми, которые здоровы, они проявляются позже. Казалось бы, что страшного? Однако подобная задержка отрицательно влияет на психологическое развитие малыша, задерживается не только речь, но при этом снижаются коммуникативные навыки, ребенок не может нормально активно общаться со своими сверстниками, с членами семьи. Речь непосредственно связана и с уровнем развития навыков познавательного характера.

В чем причина? Что привело к подобному отставанию? Это главная задача, которую должны решить специалисты, чтобы найти путь восстановление и формирования речи.

Процесс формирования речи начинается практически с рождения ребенка. Сначала он воспринимает звуки, потом учится их произносить. Это база, на которой строится будущая речь вашего малыша.

Кстати, многие дети, родители которых жалуются на гиперактивность, поведенческие нарушения, после того, как запускается речь, совершенно меняются. Поведенческие проблемы снимаются, ребенок становится спокойнее.

Причины речевой задержки

Часто причиной задержки речи бывают проблемы со слухом. Если подобные проблемы исключены, то нужно искать причину нарушения в поражении или других отклонениях в развитии головного мозга, в задержке психомоторного или психического развития.

Безусловно, каждый малыш – это особый, не похожий на других детей мир, его развитие, в том числе, формирование речевых навыков, индивидуальны.

Однако существуют нормы развития, которые определены для каждого возрастного периода. И отставание от норм считается задержкой.

Иногда ребёнок хорошо слышит, хорошо воспроизводит звуки, но они оказываются неадекватны окружающей обстановке, могут быть неприятны малышу. И в этом порой кроется торможение развития речи. Вывод – нормальное, активное развитие детей зависит от качества их общения с окружающими, от того, насколько правильно и интенсивно с ними занимаются родители с первых месяцев, даже дней.

Нормы и отклонения в речевом развитии

Когда проблема с задержкой речи возникла, тянуть нельзя. Психологическая сфера, эмоциональная сфера у детей и речь тесно переплетаются. Речь и мышление, речь и внимание, речь и память, речь и воображение, речи и психологическое развитие, речь и навыки общения – тесно связанные понятия. Меры для устранения задержки речи нужно принимать как можно быстрее (момент можно упустить), раньше выявляется проблема – раньше начинается работа с ребенком – положительный результат наступит быстрее.

По нормам к году малыш умеет говорить десять простых слов, знает, как называются около двухсот предметов, действий, которые его окружают, понимает, когда к нему обращаются, реагирует на это обращение. Уже к двум годам здоровый ребенок начинает произносить простые фразы, выстраивает предложения, употребляет в своей речи определения, местоимения, а количество слов, которые он произносит, составляет от полусотни до ста.

Пройдет еще полгода, словарный запас должен увеличиться до двухсот-трехсот слов, подражать голосам животных, внятно произносить почти все буквы, активно пользоваться прилагательными.

К трем годам человек, который не знает вашего ребенка, в беседе с ним должен понимать более ¾ того, что тот говорит. Когда у ребенка в этом возрасте складывается диалог с вашим гостем, можете считать, что все хорошо.

Однако нормы – только ориентир. Нужно внимательно следить за речью малыша. Если в три с лишним года он не изменяет слова по родам, на вопрос: «Ты принесешь мне книгу?» Отвечает: «Принесешь». А не: «Принесу», - то стоит задуматься.

Правильное и качественное развитие речи зависит от того, как развиваются и правое, и левое полушария мозга. Замечено, что мальчики чаще отстают в речевом развитии. Это объясняют тем, что нервные волокна, соединяющие полушария, у них объединены в более тонкий пучок, чем у девочек.

Специалисты быстро помогут преодолеть подобное препятствие. При серьезных отклонениях от нормы следует «бить в колокола». Кстати, статистика такова, что процент отклонений от нормы в речевом развитии у мальчиков и в психоречевом развитии достаточно велик, как и процент заикания, алалии (слух есть, а речи нет), дизартрии (непонятная речь).

Проблема есть – как решить?

В центре «ЛИНГВА БОНА» работает комплексный подход: прежде чем заняться исправлением задержки речевого развития, специалисты выявляют факторы, которые ее вызвали и причины, которые привели к ее возникновению. Подобных факторов и причин существует несколько – психологического характера (недостаток общения, к примеру), неврологического характера (нарушение функций мозга), нарушение деятельности слухового аппарата и другие.

Отсюда – разные методы, позволяющие исправить возникшее отставание. И комплексный подход в обследовании и лечении.

Причем только лекарственная терапия не поможет. А самолечение и обращение к магам и колдунам просто опасно. Включается целый комплекс методов: работа с логопедом, использование методов электрорефлексотерапии, магнитотерапии, лечение с помощью животных (лошадей, собак) и т.д.

С детьми работают в игровой форме, для каждого ребенка составляется индивидуальный план, проводится регулярное тестирование. Психологи оценивают уровень коммуникабельности, интеллектуального развития, эмоционального развития малыша.

Необходима совместная работа врачей, психологов и педагогов. Именно тогда эффект наступает быстро, а результаты позитивны.

Родителей в центре учат правильно общаться с ребенком в домашних условиях, проводят консультации, помогают им развивать мелкую моторику у детей. Методов, действительно, много, но они «работают», когда существует система и контроль специалистов. И запомните, не стоит ждать до пяти лет, чтобы речь ребенка запустилась или нормализовалась. Когда проблема возникает – нужно ее срочно решать, чтобы ребенок быстро адаптировался в социуме. Кстати, с помощью некоторых методов обследования, в том числе, с помощью ЭЭГ и картирования мозга, можно исследовать интеллект даже у неговорящего ребенка.