Задержка речевого развития

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХПравильной речи Полноценного развития Перспективного будущего
ЧАСТЬ IV  ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(алалия, дисфазия)
АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и СПЕЦИАЛИСТОВ
Составители: невролог-сомнолог, к.м.н. Анисимов Г.В.,
невролог, д.м.н. Калашникова Т.П.,
невролог, д.м.н., профессор Кравцов Ю.И.
логопед, Голубева Е.А.
Что делать?
На фоне занятий с логопедом и/или лечения, назначенного неврологом, родителям рекомендуется проводить в домашних условиях методику по речевой активизации ребенка:
  • Новые слова, обозначающие предметы и явления, произносите ребенку по 5-6 раз, меняя тембр голоса. Длинные и сложные слова нужно стараться произносить как бы нараспев (лепетный метод), чтобы гласная впереди стоящего слога плавно перетекала на последующий слог (МАШИНА-МАА-ШИИ-НАА). (Способствует активизации в головном мозге зон сенсорной (понимания) и моторной (говорение) речи).
  • При пропевании новых слов старайтесь, чтобы ребенок смотрел на ваши губы и лицо. (На подсознательном уровне ребенок запоминает, как правильно подбирать артикуляционные позы для произнесения звуков).
  • Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику обеих рук. Производите массирующие круговые движения каждого пальчика под ритмическую стимуляцию, произнося стишки, потешки, песенки. Учите ребенка показывать пальчиковые позы (исходная позиция пальчики сжаты в кулачок)– «зайчик» (второй и третий пальчики), «хорошо» (первый большой пальчик), «окей» (кружочек – первый и второй пальчики), «козочка» (второй и пятый пальчики). В данной методике можно использовать комплект пальчикова театра. (Способствует через развитие моторики рук активизации в головном мозге зоны моторной (говорение) речи).
  • В повседневной жизни старайтесь мотивировать ребенка на речевую деятельность. Если ребенок что-то хочет и при этом жестикулирует, делайте вид, что вы не понимаете его, и задавайте вопрос: «Что ты хочешь?», «Кто/Что это?». При появлении эмоций проговаривайте предмет или действие, как описано в первом пункте. Также хорошо общение ребенка с животными (контактный зоопарк), лечебная верховая езда (иппотерапия), лечение с помощью собак (канис-терапия). (Эмоции способствуют появлению мотивации к речевой деятельности и снижению невербальных (жестов) средств общения.)
  • Используйте элементы логопедического массажа. Все приемы не должны вызывать болезненных ощущений у ребенка. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом. Руки должны быть теплыми и чистыми. Массаж языка проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки или просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники (набор «Мир детства» для массажа щек и языка новорожденного). Большим и указательным пальцами левой руки аккуратно придерживайте язык. Проводите поглаживающие и вибрационные движения левой и правой половин языка и щечек. Массаж рекомендуется выполнять через день. (Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, активизации зоны моторной речи головного мозга.)
  • Данные методы рекомендуем проводить в игровой форме по несколько минут, в непринужденной обстановке. Для привлечения внимания используйте преувеличение, усиление эмоций, смену видов деятельности.